Главная\Статьи\"ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА" АНДРЕЯ РУБЛЁВА

"ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА" АНДРЕЯ РУБЛЁВА

"ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА" АНДРЕЯ РУБЛЁВА
 
ТроицаРублёв 
В канун Дня Святой Троицы – важнейшего праздника, посвящённого сошествию Святого Духа на учеников Христа на пятидесятый день после Пасхи, вспомним о главной иконе Праздника – знаменитой «Ветхозаветной Троице» Андрея Рублёва, написанной в XV веке.
 
Святой Дух - это Третья Ипостась, Третье Лицо, Третья Сущность Единого и Неделимого Бога. Когда Святой Дух сошел на землю, миру и была явлена Троица - все Три Ипостаси Бога, отсюда и название иконы.
 
…Впервые то, что Бог существует в трех Лицах, людям было открыто ещё в ветхозаветные времена, когда Аврааму и его жене Сарре явился Господь «тремя мужами» у дуба Мамрийского. Именно этот момент и запечатлён на иконе.
 
Рублевскую "Троицу" называют богословием в красках. Потому что законченная изобразительная форма гениальной иконы говорит нам на языке художественного образа о неслиянности и, одновременно, нераздельности, единосущности Трех Ипостасей Святой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. В праздник Троицы верующие вспоминают о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трёх Ипостасей Творца. И главная икона праздника каким-то невероятным образом открывает для нас, часто людей богословски непросвещённых, этот сложнейший постулат о Трёх Лицах Бога. Эту икону исследователи считают скачком, прорывом, прозрением иконописца, поскольку из сюжета устранены все лишние, «бытовые» детали, принижающие происходящее. Это уже не совместная, вполне земная трапеза, а Евхаристия, объединяющая в Церковь.
 
Три изображенных Ангела совершенно однотипны. Между ними нет никаких видимых различий - так у нас возникает ощущение того, что богословы сформулировали как "единосущность трёх Ипостасей, Трёх Лиц Бога", их и неслиянность, и нераздельность. Фигуры ангелов заключены в замкнутую, кольцеобразную композицию, также объединяющую их в неразделимое целое, в Троицу, и удерживающую наш взгляд в этих пределах. Все элементы иконы концентрируют наше внимание в эпицентре композиции, где изображена  чаша, а в чаше - голова тельца, знак жертвы, напоминающей нам об искуплении человечества.
 
Существуют различные интерпретации исследователей по поводу принадлежности каждого из ангелов одной из ипостасей. По некоторым их них, средний ангел, по центральному своему положению, есть ангел Ипостаси Бога Отца, так как Бог Отец является причиной рождения Сына и исхождения Святого Духа. В то же время центральность Его положения не противоречит равночестности Божественных Ипостасей, а раскрывает лишь принцип единоначалия (монархии) Бога Отца. Справа от центрального ангела (слева от зрителя) изображен ангел, символизирующий Бога Сына, как сидящий «одесную Бога Отца». Благословляющая десница Отца находит отклик в благословляющей деснице Сына, являющейся как бы эхом десницы Отца. Ангел, находящийся слева от центрального (справа от зрителя) своей образной интонацией соответствует понятию о Духе Святом.
 
Стремление разгадать загадку этой иконы вполне объяснимо, но не столь существенно: её суть открывается не аналитически, но в сосредоточенной духовной сонастроенности. И никакими словами нельзя описать дыхание Вечности, которое вмещает в себя этот образ. Он существует как бы вне течения времени, открывая свою великую тайну только в молитвенном предстоянии.
Телефон:
Пишите нам:
Наш адрес:
г. Минск, ул. Севастопольская, 100
Добраться можно на троллейбусе № 29, 61.
Остановка «Севастопольский парк».
ВСЕ НОВОСТИ О ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ:
fgs16_instagram_square