Дата публикации: 11.02.2022 15:20
Сретение Господне – один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. На церковнославянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в Византии в царствование царя Юстиниана I в 542 году, в память о Встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, описанной в Евангелии от Луки (Лк. 2:22–40). В этот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. Младенец Иисус был встречен в храме праведным старцем Симеоном. Событие Сретения отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами. Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями отходит, уступив место новозаветным свершениям. Поэтому праведный Симеон в молитве «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания Спасителя (Лк. 2:29–32).
Одновременно с Праздником возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Это произошло вскоре после страшной эпидемии, «моровой язвы», а огонь традиционно наделялся очищающими и защитными, оберегающими свойствами. Шествия со свечами были также альтернативой широко распространённым тогда языческим ритуалам.Традиция освящать свечи на Сретение специальным «Чином благословения свещь» и совершать крестный ход с ними сохранилась и по сей день. В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещы сия, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сия светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостию Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».
Таким образом, так называемые «сретенские свечи» являются символом Божиего благословения, просвещения сердца и изгнания тьмы духовной. И являются нашей жертвой во время молитвы, совершаемой как в Храме, так и дома. Важно помнить, что свечи сами по себе «магической силой» не обладают. Не имеет никакого значения ни их размер, ни количество. Имеет силу только искренняя молитва, возносимая Господу из самой глубины сердца.